Медиация

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» 

 

В России более 10 лет развивается медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на  решение конфликтных ситуаций и правонарушениях несовершеннолетних.  Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2002 года в школе № 464 г. Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России.

В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017» и в «План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы».

На 2012 год в 15 территориях России действуют 748 школьных и 77 территориальных служб примирения. За 2012 год ими было разрешено около пяти тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в которых участвовали около пятнадцати  тысяч человек, находящихся в конфликте/криминальной ситуации.

В соответствии с письмом департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 11.09.2014г. № 80-11/6693 в 2014 году в МКОУ «Хохольская СОШ» создана Служба школьной медиации.

Идея школьных служб примирения:

В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

Типичные способы реагирования на конфликты в школе:

  • Административный
  • Направление к психологу или социальному педагогу
  • «Стрелки» среди подростков;
  • Замалчивание.

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.

Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию

Цель школьной службы примирения —   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Задачи службы примирения:

  • Ограничение  административных и карательных реакций на конфликтные ситуации,  нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних и развитие восстановительных практик,  таких как медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т.д.
  • Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям
  • Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса

Структура службы примирения:

В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также  до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками. Все участники школьной службы примирения  отбираются и проходят обучение. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной  ассоциацией медиаторов.      Ответственным, за организацию службы медиации назначен социальный педагог МКОУ «Хохольская СОШ», представитель школьной службы по защите прав ребёнка Тройнина М.В. В состав службы входят два школьных медиатора, прошедших соответствующие курсы Тройнина М.В. и Попова И.А. Совместно со школьным психологом проведена работа по созданию инициативной группы старшеклассников, желающих принять участие в работе службы школьной медиации.

Основные  программы, применяемые  в школьной службе примирения.

  • Школьная восстановительная медиация – метод организации переговоров конфликтующих сторон независимым и беспристрастным посредником, в целях достижения сторонами взаимовыгодного, основанного на удовлетворении интересов каждого, соглашения.
  •  Школьная восстановительная конференция  — процесс, направленный на устранение негативных последствий, нанесённых отношениям в рамках взаимодействия разных слоёв школьного сообществ, т.е. в конфликтную ситуацию вовлечены разные группы участников школьной жизни.
  • Семейная восстановительная медиация – методика аналогичная школьной конференции, но для участия привлекается «большая» семья (участвующие или косвенно относящиеся к конфликту) с целью в выработке плана по выходу из проблемной ситуации.
  • Круги примирения —  программа, работающая  с групповыми конфликтами, позволяющая коллективно обсудить какую-то ситуацию, которая напрямую задевает лишь некоторых участников, но остальные считают себя косвенно вовлечёнными или заинтересованными в урегулировании ситуации.
  • «Челночная медиация» — решение конфликта без непосредственного контакта сторон.

Все они способствуют не просто прекращению, а решению конфликта, достижению мира и поддержки в сообществе, повышению ответственности  у участников, формирует основы бесконфликтного общения.

Более подробную информацию о структуре служб школьной медиации, их функциях вы можете просмотреть на сайте «Школьные службы примирения»

Перейти на сайт http://www.школьные-службы-примирения.рф/

Паспорт
службы школьной медиации МКОУ «Хохольская СОШ»
на 2014/2015 учебный год.
Службы школьной медиации на 2015-16 учебный год

Службы школьной медиации на 2016-18 учебный год

  1. газета школы «Хохольская СОШ»
  2. медиация
  3. Паспорт Службы школьной медиации 2016-17
  4. Паспорт службы школьной медиации 2017-18
  5. План работы службы медиации

Службы школьной медиации на 2018-19 учебный год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *